История и философия Аюрведы.
До недавнего времени на западе, аюрведа, как медицина, не воспринималась всерьез и считалась чуть ли не псевдонаучным течением или, как у нас принято говорить, «нетрадиционной медициной». Но, любой человек, столкнувшись с аюрведой, почувствовав её благотворное воздействие на организм, углубившись в её философию и мудрость, скажет вам, что «нетрадиционная медицина» это как раз современная система здравоохранения. Аюрведа насчитывает более 5000 тысяч лет истории и передается по преемственной цепи (Парампаре) от учителя к ученику. Таким образом, аюрведа – это самая традиционная наука на сегодняшний день.
На самом деле, аюрведа это вневременная наука, актуальная всегда. Наука, которая повествует о каждом элементе, его природе и свойствах, предлагая методы избавления от болезней, обретения гармонии и долголетия, проверенные многими поколениями. Аюрведа очень практична и применима в домашних условиях. Достаточно знать её базовые принципы и человек сам сможет подбирать себе лекарственные растения, пищу и диету. Основное отличие аюрведы от современной медицины в том, что аюрведа не лечит болезнь! Аюрведа устраняет причину возникновения болезни! Как говорится, всё гениальное просто, природа дала нам всё, чтобы быть счастливыми и здоровыми. Нужно только обладать знанием, как применять её дары.
Родом аюрведа из Индии, но она не принадлежит Индийцам, по преданию она послана всевышним на благо всех людей. В Индии, несколько тысячелетий назад, мудрецы риши получили это знание от всевышнего, посредством долгих медитаций и бескорыстного преданного служения. Источник аюрведического знания – это Бог, а записали знание мудрецы, чьё сознание было настолько чисто, что приблизилось к божественному.
Сегодня мы знаем об аюрведе из Вед, древних трактатах написанных на санскрите (древнем языке Индии) просветленными мудрецами. Например, Сушрута (Шушрута в зависимости от перевода) записал классический труд по хирургии более 2000 лет назад (Сушрута Самхита).
Писания Сушруты содержат поразительные предвидения многих аспектов современной медицины. Например, пластическая хирургия или посмертное анатомирование, что стало применяться в современной медицине относительно недавно. Сушрута улучшил метод заживления сломанных костей при помощи гвоздей, описал жизненно важные точки на теле человека – марма точки, которые связанны с внутренними органами. Правильное воздействие на такую точку может вылечить орган, за который она отвечает, или наоборот - повреждение точки способно привести к мгновенной смерти. Также изобрел особый метод кровопускания, применимый при заражениях крови.
У Сушруты был ученик Чарака, он написал комментарии к труду своего учителя под названием Чарака-Самхита. Изучение древних трактатов дает понимание, насколько глубоко и практично знание аюрведы. Это не просто интересный с исторической точки зрения текст, это вечное знание, актуальное во все времена.
Аюрведа базируется не на переменных научных представлениях о мире и человеке, а на вечной мудрости, выражающей Космическое Сознание.
Аюрведа рассматривает восемь разделов врачевания о: педиатрии, акушерстве, гинекологии, офтальмологии, геронтологии, хирургии, отоларингологии и о лекарствах.
Каждое направление рассматривается с точки зрения:
- Теории пяти элементов: Эфир, Воздух, Земля, Вода, Огонь.
- Теории трех Дош (типов тела) вернее составляющих частей тела: Кафа, Вата, Питта.
- Семи дхату (тканей тела).
- Трех мала (пот, стул, моча)
- И, трёх составляющих жизни – тело, ум и сознание.
Здесь мы не будем подробно останавливаться на каждом разделе, мы рассмотрим их отдельно в других статьях.
Аюрведа, это не только наука, это также философия и религия.
Под религией подразумевается образ жизни, вера и самодисциплина, помогающие сознанию быть открытым для всех аспектов жизни. Весь жизненный путь, аюрведа рассматривает как проявление Божественной воли.
Под философией понимается любовь к знаниям, к истине. С точки зрения Аюрведы, истина - это источник всей жизни. Иными словами, аюрведа это наука об истине. Все аюрведические писания основаны на философии творения или Санкхья, что в переводе с санскрита означает Сат – истина, Кхья – знание.
Как уже упоминалось ранее, мудрецам риши открылась истина посредством религиозной практики (медитации) и аскез (дисциплины). Аюрведа, как наука, развивалась благодаря прозрениям высоких личностей, которые постигли связь между вселенной и человеком.
Вселенская энергия в материальном мире имеет три аспекта – гуны:
- Сатва (благость) – олицетворяет равновесие и чистоту.
- Раджас (страсть) – олицетворяет действие, движение.
- Тамас (невежество) – олицетворяет инерцию.
Всё в материальном мире пронизано этими гунами. Любое живое существо, продукт, или вещество, обладает природой одной или нескольких гун.
С точки зрения аюрведы, человек находясь под влиянием гуны благости, обладает чистым сознанием, освобождается от болезней и несчастий, обретает знание.
Находясь под влиянием гуны страсти, человек склонен к привязанностям, его ум неспокоен, его обуревают постоянные желания, которые сложно контролировать. И в погоне за своими привязанностями, человек не соблюдает режим, живет в противоречии с природными ритмами, употребляет в пищу продукты, наделенные раджасом, соответственно человек теряет здоровье.
Находясь под влиянием гуны невежества, человек бездействует, живет в иллюзиях, не осознает своего несчастья, болеет и не стремится к выздоровлению, имеет влечение к невежественным удовольствиям (алкоголь, тяжелые наркотики, несвежая пища), иными словами безумен.
Тема трех гун очень велика и её трудно изложить коротко, да и у нас нет такой цели. На эту тему сегодня существует много книг, аудио и видео лекций. Если вы хотите как следует разобраться в ней, рекомендуем книгу Рами Блекта «Три Энергии». На наш взгляд, в этой книге доступным языком описаны проявления гун материальной природы.
Аюрведа дает практические рекомендации по образу жизни, питанию, позитивному мышлению, для того чтобы человек находился в гуне благости и не болел.
Болезни - это наши учителя! Они сигнализируют нам о том, что что-то мы делаем неправильно в своей жизни. Если мы заболели и не изменимся, страдания будут усиливаться. К сожалению, современная медицина, леча болезнь, убирает лишь сигнализатор, а сама причина болезни никуда не девается и со временем болезнь, в той или иной форме, проявляется снова.
Болезни даны нам для того, чтоб осознать, что мы на неверном пути и пора менять свою жизнь. Это очень практичное знание. Например, человек ест неподходящую пищу, в результате у него болит живот. Он приходит к врачу, тот выписывает ему лекарство, которое приносит облегчение и пациент доволен. Но, питание остается по-прежнему неподходящим. Причина болезни никуда не делась! Как результат, в будущем человек опять столкнется с болезнью, возможно в ещё более тяжелой форме. И так он будет получать этот урок, пока не усвоит его. То есть не устранит причину болезни, а именно поменяет свое питание. У каждой болезни есть причина, кроющаяся в действиях больного. И в большинстве случаях болезней можно избежать, поменяв себя или свое отношение к жизни.
Иными словами, человек - это часть вселенной – микрокосмос. Нарушая законы вселенной, происходит дисгармония, которая проявляется в виде болезни.
Аюрведа помогает человеку поддержать здоровье, а если человек болен, то избавится от болезней. Применение аюрведических истин дает увеличение срока жизни, улучшает качество жизни и помогает самореализоваться.
Аюрведическая концепция состоит в том, чтобы человек имел способность к самоисцелению! Ясное дело, что такая концепция невыгодна фармацевтической промышленности, направленной на постоянное лечение, а не на устранение причин болезни.
В нашем понимании, врач нам нужен, когда у нас что-то болит. Пока мы не чувствуем боли, врачи нам не нужны. В аюрведе всё наоборот. Врач нужен для того, чтобы больных не было! Чтоб все были здоровы! Если в селе все здоровы, значит в этом селе хороший аюрведический врач!
Это идеальный пример, конечно когда человек болен, он также идет к аюведическому врачу и тот избавляет его от болезни и причины болезни. Но уловите смысл принципиального различия аюрведического подхода.
Также одно из отличий западной медицины от аюрведы заключается в том, что современная медицина считает всех людей примерно одинаковыми и лечить их нужно тоже примерно одинаково, как будто речь идет о машине, которую следует чинить определенным способом.
Аюрведа говорит, что все мы индивидуальны и к каждому нужен свой подход. То, что для одного лекарство, другого может убить! Индивидуальность проявляется в виде дош, конституций тела и ума, а в более глубоком смысле в предназначении.
Простому обывателю некоторые аюрведические концепции могут показаться наивными, необъяснимыми, нереальными и недоказуемыми. Это связанно с тем, что человек не получает ответов на многие вопросы почему действовать надо так, а не иначе. На самом деле, ответы на все вопросы есть. Для этого нужно изучать аюрведу или получить консультацию у грамотного специалиста. Если при знакомстве с аюрведой вам непонятны какие-то рекомендации, например, для чего нужно соблюдать режим дня или употреблять определенную пищу в определенное время и так далее. Просто примите эти рекомендации, ответы придут позже, когда вы углубитесь в знание или повстречаете знающего человека или просто убедитесь на своем здоровье, что это работает.
Будьте здоровы, будьте счастливы!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии